В рамках внедрения в Карачаево-Черкесской республике Единой государственной информационной системы социального обслуживания (ЕГИССО) Министерство труда и социального развития КЧР в период с 13 по 18 сентября провело выездные совещания во всех муниципальных образованиях и городских округах КЧР.
Совещания проводили заместитель министра труда и социального развития КЧР Кемал Хачиров и начальник информационно-аналитического отдела министерства труда и социального развития КЧР Андрей Грибкин.
Данные совещания проводились с целью оказать методическую и практическую помощь при реализации ответственными учреждениями мероприятий, прописанных в Дорожной карте по внедрению ЕГИССО.
В совещаниях приняли участие следующие представители администраций районов:
- Казиев Х.М. – глава администрации Прикубанского муниципального района;
- Кухарев А.С. – первый заместитель Главы администрации Прикубанского муниципального района;
- Хапаев С.А. - заместитель главы администрации Прикубанского муниципального района;
- Семенов И.А.-А. – заместитель главы администрации Малокарачаевоского муниципального района;
- Кужев А.М. – первый заместитель главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района;
- Аджиева О.В. – заместитель мэра Карачаевского городского округа;
- Вильхов П.А. – и.о. первого заместителя главы администрации Зеленчукского муниципального района;
- Бесакаев А.М. – первый заместитель главы администрации Ногайского муниципального района;
- Лещенко С.Н. – заместитель главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района;
- Алботов К.Р. – заместитель главы администрации Карачаевского муниципального района.
Также в совещании приняли участие руководители и специалисты районных управлений труда и социальной защиты, отделов образования, отделов архитектуры, строительства и ЖКХ, отделов культуры, отделов сельского хозяйства, земельных отношений и окружающей среды, отделов экономического развития и торговли, а также руководители некоторых сельских поселений. Всего в совещаниях приняли участие около 300 человек.
Согласно Дорожной карте, в каждом районе ответственным за внедрение ЕГИССО был назначен заместитель главы администрации, курирующий социальные вопросы. Также была сформирована муниципальная рабочая группа, в состав которой вошли представители всех поставщиков информации для ЕГИССО.
1этап – Создание регионального (локального) классификатора мер социальной защиты.
На первом этапе внедрения ЕГИССО необходимо создать региональный (локальный) классификатор мер социальной защиты (МСЗ), предоставляемых на территории Карачаево-Черкесской республики. Для этого в каждом районе необходимо проанализировать и составить список всех МСЗ, предоставляемых на территории данного района. После этого необходимо сопоставить данный список с федеральным классификатором МСЗ, разработанным Пенсионным Фондом России. На данный момент с этой задачей справились практически все муниципальные районы и городские округа. На основе предоставленной информации, Министерством труда и социального развития КЧР составлен типовой перечень МСЗ, согласно которому, в каждом муниципальном районе предоставление мер осуществляется следующим образом:
- управление труда и социальной защиты – около 336 МСЗ;
- администрация района – 5 МСЗ;
- орган опеки и попечительства – 2 МСЗ;
- отдел образования – 4 МСЗ;
- отдел имущественных отношений (земельные комитеты) – 13 МСЗ;
- отдел сельского хозяйства – 2 МСЗ;
- сельские поселения – 22 МСЗ;
(в данном случае, под 1 МСЗ понимается связка мера+категория получателей, соответственно, если у одной меры есть 60 категорий получателей, то всего будет 60 МСЗ).
Данный типовой перечень МСЗ находится на окончательном согласовании во всех муниципальных районах и городских округах.
В процессе сопоставления мер было выявлено отсутствие некоторых региональных МСЗ в федеральном классификаторе. Проведя сравнительный анализ, Министерство труда и социального развития направило в Пенсионный Фонд РФ заявки на внесение изменений в федеральный классификатор по следующим МСЗ:
1) предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из их числа по договорам найма жилого помещения (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Закон КЧР от 25.06.2013 № 34 РЗ);
2) социальная выплата на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (Постановление Правительства КЧР от 19.12.2016 № 333);
3) предоставление социальных выплат для приобретения (строительства) жилья молодым семьям (ФЦП "ЖИЛИЩЕ" на 2015 - 2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1050);
4) проведение мероприятий направленных на повышение предпринимательской грамотности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет («Содействие развитию молодежного предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.);
5) оплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2007 № 7-РЗ);
6) предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2017 № 14-РЗ);
7) бесплатное предоставление в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Карачаево-Черкесской Республики, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2012 № 28-РЗ);
8) ежемесячная денежная выплата на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении или учреждении начального либо среднего профессионального образования в период с 1 сентября по 31 мая (Закон Карачаево-Черкесской республики от 11.04.2005 № 43 РЗ);
9) ежемесячная денежная выплата на проезд для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального либо среднего профессионального образования при отсутствии бесплатного проезда в период с 1 сентября по 31 мая (Закон Карачаево-Черкесской республики от 11.04.2005 № 43 РЗ);
10) ежемесячная денежная выплата на приобретение топлива семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления (Закон Карачаево-Черкесской республики от 11.04.2005 № 43 РЗ);
11) компенсация в размере 30 процентов оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (Закон Карачаево-Черкесской республики от 11.04.2005 № 43 РЗ);
12) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей детей до 6 лет (Закон Карачаево-Черкесской республики от 11.04.2005 № 43 РЗ);
13) предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории Карачаево-Черкесской Республики (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-РЗ);
14) компенсация родительской платы за содержание в дошкольной образовательной организации (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 № 72-РЗ);
15) предоставление республиканского материнского капитала (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 № 81-РЗ);
16) обеспечение бесплатным молоком в количестве 1 стакана ежедневно в дни занятий (Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2014 № 390);
17) предоставление бесплатного питания (Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2014 № 390).
В ближайшее время ожидается внесение данных МСЗ в федеральный классификатор МСЗ, после чего будет окончательно сформирован региональный классификатор МСЗ.
2 этап – Проведение сверки сведений о застрахованных лицах, содержащихся в базах данных ПФР и поставщиков информации.
Проведя анализ всех предоставляемых на своей территории мер, администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо провести сверку СНИЛС по получателям этих мер. Для этого отделение Пенсионного фонда России по КЧР заключило соглашение о проведении сверки сведений о застрахованных лицах.
На данный момент мероприятия по сверки СНИЛС выполнили следующий районы:
- Ногайский муниципальный район;
- Хабезский муниципальный район;
- Усть-Джегутинский муниципальный район.
В ближайшее время ожидается выполнение данного мероприятия всеми остальными муниципальными районами и городскими округами.
3 этап – Внесение изменений в НПА.
Для полноценного внедрения ЕГИССО требуется провести следующие мероприятия по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление МСЗ:
- на основании сформированного регионального (локального) классификатора МСЗ необходимо составить список НПА, регламентирующих их предоставление;
- при необходимости внести изменения в НПА в части предоставления в ЕГИССО информации о МСЗ.
На данный момент в муниципальных районах и городских округах проводится составление списка НПА, регламентирующих предоставление МСЗ.
Определить необходимость внесения изменений в НПА можно по следующим критериям:
1) в НПА должна содержаться информация о том, что учреждение, предоставляющее МСЗ, обязано предоставлять в ЕГИССО необходимую информацию о фактах назначения МСЗ (п.3 ст. 6.11 федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ);
2) в НПА должна содержаться информация о том, что учреждение, предоставляющее МСЗ, вправе запросить необходимую для предоставления меры информацию в ЕГИССО;
3) в НПА должна содержаться информация о том, что учреждение, предоставляющее МСЗ, вправе вынести решение о назначении (об отказе в назначении) меры на основании документов, полученных в ЕГИССО.
В случае если какой-либо вышеуказанный пункт отсутствует в НПА, то необходимо вносить соответствующие изменения.
4 этап – Первичная загрузка данных в ЕГИССО
По плану мероприятий Пенсионного фонда РФ по созданию ЕГИССО, утвержденному распоряжением Правления ПФР от 30.03.2017 № 147ра, в ноябре 2017 года должна быть организована загрузка в ЕГИССО первичных сведений, содержащихся в информационных системах поставщиков сведений.
На данный момент времени в Карачаево-Черкесской Республике лишь у нескольких учреждений имеются информационные системы, в которых ведется учет МСЗ в электронном виде:
- Министерство труда и социального развития КЧР;
- все управления труда в муниципальных районах и городских округах КЧР;
- Управление государственной службы занятости населения КЧР.
Во всех остальных учреждениях учет МСЗ ведется либо в полуавтоматизированном режиме (данные о мерах хранятся в виде списков в документах WORD или EXCEL), либо в бумажном виде.
Для таких случаев разработчиками ЕГИССО был одобрен централизованный подход при сборе сведений, необходимых для ЕГИССО. Согласно этому подходу, все учреждения, не имеющие своих собственных информационных систем, работают в единой информационной системе, информация из которой потом централизованно передается в ЕГИССО. Данный подход обладает следующими преимуществами:
- экономия при разработке единой для всех информационной системы;
- централизованный сбор и предоставление информации позволяют организовать дополнительный контроль передачи сведений в ЕГИССО;
- для передачи сведений в ЕГИССО по технологии СМЭВ 3.0 необходимо организовать всего один канал защищенной связи;
- для поставщиков информации появляется возможность автоматизировать процессы предоставления МСЗ.
По инициативе Министерства труда и социального развития КЧР в сентябре 2017 был разработан единый информационный ресурс, предназначенный для следующих категорий учреждений:
- региональные органы власти;
- учреждения муниципальных районов и городских округов;
- учреждения, оказывающие социальные услуги населению.
В настоящее время данный информационный ресурс проходит заключительные тестовые испытания и будет готов к внедрению и эксплуатации до конца сентября 2017 года.
Предполагается определить Министерство труда и социального развития КЧР администратором данного информационного ресурса, в функции которого будут входить:
- обеспечение технической работоспособности системы;
- обеспечение технического сопровождения разработчиками данной системы;
- обеспечение внедрение всех необходимых обновлений в течение всего срока использования системы;
- обеспечение подключения всех ответственных учреждений – поставщиков информации в ЕГИССО;
- проведение первоначального обучения специалистов всех ответственных учреждений – поставщиков информации в ЕГИССО, а также консультирование специалистов в течение всего срока использования системы;
- поддержание в актуальном состоянии регионального (локального) классификатора МСЗ, перечня категорий получателей МСЗ, регистра граждан-получателей МСЗ и других справочников, используемых в системе.
Предполагается определить Министерство промышленности и торговли КЧР техническим администратором данной информационной системы, в функции которого будут входить:
- обеспечение защищенного канала для передачи информации по технологии СМЭВ 3.0 между данным ресурсов и ЕГИССО;
- обеспечение защищенными каналами всех ответственных учреждений-поставщиков информации в ЕГИССО для работы в данном информационном ресурсе;
- обеспечение физического размещения данного информационного ресурса в центре обработки данных (ЦОД) РГБУ УМФЦ-ЦИТ КЧР.
Внедрение данного информационного ресурса гарантированно обеспечит выполнение всех запланированных мероприятий в части информационного взаимодействия по внедрению ЕГИССО